Концепция корпоративной социальной ответственности (КСО) не вызывала бы вокруг себя столько споров в течение последнего десятилетия, если бы не финансовый парадокс. Критики КСО настаивают, что она уводит в сторону от прямой функции бизнеса - зарабатывать деньги. Однако статистика показывает, что компании, учитывающие интересы общества, зарабатывают на беспокойстве за будущее значительно больше тех, кто гонится за сиюминутной прибылью.
Данные опроса европейских компаний о росте прибыли от реализации проектов социальной значимости были представлены на конференции, организованной МИМ ЛИНК. Лучано Батиста, тьютор Открытого университета, примиряя противоположные точки зрения на КСО, говорил, что работа на прибыль вовсе не исключает, например, волюнтаризма. Сегодня теоретики менеджмента, развивая тему КСО, предлагают концепцию 3р, в которой компании должны уделять равное внимание работе на прибыль (profit), работе с персоналом, клиентами, партнерами (people) и мероприятиям в защиту окружающей среды (planet).
Россия часто принимает западные теории, не будучи к ним исторически и экономически подготовленной. В результате российская концепция КСО имеет несколько искаженный характер. В своем докладе Анатолий Сафонов, заместитель директора Центра экспертных программ Всероссийской организации качества, отмечал, что наши компании отличаются очень агрессивной манерой управления персоналом: "Мы любим сирот, но не любим свой персонал", - так охарактеризовал дисбаланс внимания руководства в российской модели КСО. С тем же сожалением он констатировал, что грамотную работу с 3р демонстрируют в основном те компании, которым необходим выход на Западный рынок.
Безусловно, КСО не может иметь одинаковый характер в развитых и развивающихся странах. Государства, где уровень экономики и жизни людей достаточно высок, имеют возможность задумываться о более тонких материях, чем просто выживание. Однако Сафонов обратил внимание на миссию любого бизнеса, вне зависимости от того, в какой стране он существует, - миссия, с которой начинается деятельность любой компании, по сути своей всегда социально ориентирована.
Рассматривая проблему КСО на уровне отдельной компании, Лариса Бендова, доцент Международного Института менеджмента ЛИНК, сделала акцент на том, что социально- ответственный менеджмент, обеспечивающий устойчивое развитие организаций в современной бизнес-среде, не реализуем на практике без управления лояльностью и долгосрочной приверженностью потребителей и персонала организации. Это лежит в основе таких современных моделей маркетинга как "маркетинг взаимоотношений" и "холистический маркетинг". Это создает основу для построения социально-ответственных отношений организации с другими стейкхолдерами.
КСО - точка пересечения очень многих факторов: экономических показателей, общего культурного развития, позиции государства в данном вопросе. На конференции неоднократно поднимался вопрос о роли государств в вопросах КСО. По мнению Ольги Мелитонян, директора ООО "Премиум Тренинг", стимулирование правительством КСО-движения позволило бы повысить свой авторитет в обществе. Те пробелы, которые не удается закрыть государству в отношении его граждан в силу различных причин, сможет реализовать бизнес, если будет получать некоторые преференции. Представители Открытого университета Великобритании и МИМ ЛИНК предложили тему к исследованию: какие условия необходимо создавать государству для развития концепции КСО в России.
На бизнес-школах, как на институтах, формирующих поведение деловой элиты, в свою очередь лежит ответственность за прививание культуры КСО. Не каждая бизнес-школа сегодня может предложить программы, в которых тема социальной ответственности не была бы отвлеченным разговором об этике бизнеса, а имела прикладной характер. В программах нового поколения Открытого университета Великобритании и ЛИНК в полной мере раскрывается практика применения 3р.
В заключение конференции участники выразили надежду, что концепция КСО получит развитие в России. Ведь этическое отношение бизнеса к среде, в которой он существует, - признак развития общества в целом и роста деловой культуры в частности.
mbatoday.ru
2010-10-01
Обсудить на форуме (0)